В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов управления к воспитанию детей и молодежи. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением, что нашло своё отражение в ФГОСах второго поколения. Модернизация системы образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному определению, самостоятельному выбору.
На современном этапе наиболее актуален вопрос о качестве и эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении, о способах ее оптимизации через создание инновационных гуманистических воспитательных систем.
Повсеместно идет процесс становления и развития воспитательных систем в образовательных учреждениях. К сожалению, педагоги испытывают затруднения в данной области. Мы предлагаем некоторые методические рекомендации, которые можно использовать при проектировании воспитательного пространства образовательного учреждения.
Термин «воспитательная система» предложен А.Т. Куракиным и Л.Н. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.
Под «воспитательной системой» понимается целостный социальный организм, который возникает в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладает рядом интегративных характеристик, направленных на целостность педагогического процесса, обеспечивающего в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. Признаками воспитательной системы являются целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие с внешней средой и другими системами. Компонентами воспитательной системы являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, воспитательное пространство, управление системой. Содержанием управления при создании воспитательной системы являются моделирование, организация совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей, ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизация отношений между участниками образовательного процесса. Воспитательные системы могут создаваться на основе различных системообразующих видов деятельности. В своём становлении система проходит ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношений и деятельности, различной прочностью внутренних связей, разным характером взаимодействия с внешней средой, различным характером и способами управления. Смыслом управления развития воспитательной системы является развитие личности человека, включённого в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.
Ученик есть цель, объект, субъект воспитательной системы, её результат и показатель эффективности. Воспитательное пространство является главным средством управления развития личности ребёнка. Основные ошибки в управлении воспитательной системой связаны с доминированием нормативного подхода педагогов к организации воспитательного процесса, низкой заинтересованностью родительского сообщества проблемами воспитания.
Модель воспитательной системы образовательного учреждения – это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители.
Модель воспитательной системы создается в 3 этапа:
1. Разработка исходной концепции (концепция – это совокупность тех идей, которые будут лежать в основе построения системы, то есть идеология),
2. Создание образа школы, в рамках которой будет строиться система (прогнозирование условий).
3. Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов).
При разработке концепции должны быть сформулированы цели (цель), ради которых создаётся система. При этом надо помнить следующую особенность: важна не столько сама система, сколько результат её воздействия на ребёнка, педагога и родителей. Далее следует выбрать одну или несколько идей, являющихся основной для создания системы. Затем определяется вид деятельности, в ходе которой будет реализовываться выбранная цель.
Образ школы должен быть особенно важен для родителей (законных представителей), так как это модель школы, в которой будут учиться их дети. И от того, насколько активно включатся родители в процесс моделирования воспитательной системы, настолько комфортно будут чувствовать себя дети в этом образовательном учреждении. Образ школы создаётся в ходе совместных обсуждений, предложений, в ходе которых можно получить целостную картину, каркас, удовлетворяющий всех участников моделирования.
Важную роль в управлении становлением и развитием воспитательной системы играет деятельность учеников, педагогов и родителей по реализации поставленных задач. Всё происходящее в школе должно быть педагогически целесообразно. Создавая воспитательную систему, следует определиться с ведущей деятельностью, характером предполагаемых отношений, законов, норм, которые будут регулировать школьную жизнь. Для этого необходимо изучить материальную базу школы, кадровый состав, культурный и профессиональный уровень педагогического коллектива, уровень развития школы, знать личные предпочтения инициаторов создания системы. При создании воспитательной системы надо учитывать социальное окружение школы (город, село, где работают родители, какие предприятия и учреждения имеются).
Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды.
Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:
• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);
• наличие сложившегося единого школьного коллектива;
• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Критерии качества складываются из таких показателей, как:
• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
• уровень воспитанности учащихся.
Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.
До недавнего времени процессом моделирования воспитательной системы, в первую очередь, занималась администрация школы. Классные руководители, родители и учащиеся не включались в данную работу.
В 2006 году приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 года № 21 были утверждены «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя», где воспитание определяется как один из важнейших компонентов образования. Ос¬новными задачами воспитания являются: формирование у обу¬чающихся гражданской ответственности и правового самосоз¬нания, духовности и культуры, инициативности, самостоятель¬ности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Ключевая роль в решении задач воспитания отводится взаимодействию школы и семьи.
Одной из актуальных задач школы является проблема поиска альтернативных систем воспитания, направленных на качественное преобразование воспитательной работы с учащимися. Воспитательная среда – это результат сложного и неоднозначного взаимодействия субъективных и объективных сил. Более эффективно формировать стратегию воспитания помогает координация деятельности сообщества педагогов, родителей и учащихся.
В Российской Федерации и Чувашской Республике семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Но, к сожалению, часть семей озабочена решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями и воспитателями ребенка. Эффективность работы школы по обучению и воспитанию детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей.
Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество всех участников образовательного процесса в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Суть взаимодействия заключается в том, что стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и образовательного учреждения должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Родители могут участвовать в управлении учебно-воспитательным процессом через такие органы государственно-общественного управления, как Родительские собрания и Советы, основными задачами которых являются, содействие школе и классу в обеспечении единства педагогических требований к учащимся, оказание помощи в воспитании и обучении учащихся. Классные Родительские собрания, Советы выносят решения в форме предложений, которые подлежат обязательному рассмотрению вышестоящими органами самоуправления, администрацией школы с последующим сообщением о результатах и мотивах принятого решения председателю Совета или директору школы.
Родительское собрание и Совет в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, действующим Российским Законодательством, Уставом общеобразовательного учреждения, а также решениями Родительского собрания.
В работе Родительского собрания имеют право участвовать родители (законные представители) всех обучающихся, руководитель (директор) общеобразовательного учреждения, представители учредителя, органов местного самоуправления, а также иные лица, приглашенные членами Родительского собрания.
Совет формируется с использованием процедур выборов. Члены Совета из числа родителей (законных представителей) избираются на выборах, которые проводятся Родительским собранием. Количество членов Совета устанавливается Уставом учреждения и не может быть меньше половины общего числа членов Совета. Совет избирает из своего состава Председателя, который руководит его работой.
На современном этапе большинство Родительских собраний, как органов самоуправления, не выполняют в полном объеме те функции, которые на них возложены. Основная их деятельность сводится к решению вопросов организации и проведения ремонтных работ в школе и классе, сборе денежных средств на развитие учебно-материальной базы школы и дополнительных образовательных услуг. Родительские собрания не уделяют достаточного внимания защите прав и свобод участников образовательного процесса; не вносят предложения по изменению Устава школы, локальных актов; отсутствует практика заслушивания отчетов классных ученических советов; в редких случаях они являются инициаторами поощрения учащихся класса, их родителей, педагогов. Родительские собрания в своей деятельности не уделяют достаточно внимания организации воспитательного процесса, его совершенствованию и повышению эффективности в образовательном учреждении. Это связано с тем, что большинство родителей главную функцию школы видят в обучении детей, а воспитание для них является второстепенным и малозначимым.
Настоящая действительность показывает, что результативность воспитательного процесса зависит от объединения усилий родителей и педагогов в интересах ребенка.
В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и детьми. Учителя и администрация школы должны поделиться реальной властью с учениками, т.е. делегировать свои полномочия через организацию ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей. Участвуя в решении проблем, школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Органы самоуправления могут отвечать за следующие области школьной внеурочной деятельности:
Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективно-творческие дела и т.п.
Заседания клубов, пресс-конференции, встречи с политиками и другими известными людьми.
Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
Спорт и спортивные мероприятия.
Производственная деятельность: общественно-полезный труд.
Ремонт, уборка школьных помещений, территории, организация дежурства по школе и в столовой.
Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
Деятельность ученических органов правопорядка.
Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы в предоставлении возможностей детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов.
Формы органов ученического самоуправления и их названия могут быть разнообразными: парламент, министерство, губернаторство, совет, комитет, актив клуба и т.д.
Ученическое самоуправление может успешно функционировать лишь в тех образовательных учреждениях, где школьники ощущают себя партнерами в управлении школой, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому ребенку есть возможность для самовыражения и самореализации.
Высшим органом ученического самоуправления школы может быть Конференция учащихся, на которую делегируются ученики старших классов. Заседания Конференции должны проводиться не реже одного раза в год. Норма представительства зависит от количества классов-комплектов и их средней наполняемости.
Конференция имеет право:
Вносить предложения по изменениям, дополнениям в Устав школы, локальные акты.
Предлагать кандидатуры и избирать председателя школьного Ученического Совета, его состав, сроки полномочий.
Заслушивать отчеты о работе членов ученического коллектива.
Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации внеурочной и внеклассной работы, воспитательной деятельности, принимать участие в разработке концепции воспитательной системы школы.
Определять численный и персональный состав Ученического Совета школы, избирать его членов, председателя прямым голосованием.
Ученические Совет является выборным и выполняет роль высшего органа ученического самоуправления в период между заседаниями Конференции. Членами Совета являются делегаты от классных коллективов. Нормы представительства, численный состав, возрастной состав определяет Конференция учащихся.
Ученический Совет имеет право:
Решать вопросы, связанные с поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе.
Ходатайствовать перед органами управления школой о поощрении учащихся.
Вносить предложения администрации по улучшению учебно-воспитательного процесса.
Рассматривать и принимать решения по конфликтным ситуациям между учащимися.
Защищать права учащихся на всех уровнях управления школой.
Рассматривать и принимать решения по организации внеурочной, спортивно-массовой, культурно-воспитательной деятельности.
Решение Ученического Совета является обязательным для выполнения всеми учащимися школы, если за него проголосовало не менее 2/3 его членов. Совет подотчетен Конференции. Периодичность заседаний, план работы утверждается на Конференции.
Таким образом, современные образовательные учреждения, выполняя в первую очередь функцию обучения подрастающего поколения, должны уделять особое внимание осуществлению такой социально-ценной и духовно-практической деятельности, как воспитание. Теоретические исследования и практический опыт последних лет доказали, что наиболее эффективным способом организации процесса воспитания в образовательном учреждении является создание на его базе гуманистической воспитательной системы, ориентированной на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Процесс становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения будет наиболее эффективен при условии принятия совместных целенаправленных управленческих решений педагогами, администрацией школы, представителями ученического самоуправления и родительской общественности.
Список литературы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.;
2. Закон РФ от 10.07.1992 n 3266-1 (с изменениями от 24.12.1993) Об образовании;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования утвержден Приказом МОиМП РФ 6.10.2009 № 373;
4. Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы
развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы от 25.09.2008 № 293;
5. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителей педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
(Утверждены приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21;
6. Григорьев В.Д., Кулешов В.Е., Степанов П.В. Воспитательная система школы от А до Я. – М.: Просвещение, 2006.;
7. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2007
8. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. выс.пед.учеб.заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
9. Шамова Т.И., Шибанова Г.Г. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.