Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Происходящие в последнее время в нашем обществе события подтверждают очевидность все более заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим роль воспитания у школьников патриотизма и гражданственности возрастает многократно, а наметившийся процесс позитивных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества требует обновления его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Сегодня огромная ответственность в воспитании чувства патриотизма и гражданственности школьников возлагается на учителя русского языка и литературы.
Хочется остановиться на опыте работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района Ивановой Юлии Вячеславовны, которая более 20 лет работает над развитием творческих способностей учащихся при формировании гражданско-патриотического самосознания школьников на уроках литературы.
В целях повышения гражданской активности обучающихся, сохранения исторических традиций, преемственности поколений, воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и высокой гражданственности Иванова Ю.В. особое внимание уделяет участию школьников в конкурсах, олимпиадах, фестивалях на разных уровнях. Так, ее ученики не раз становились призёрами и победителями конкурса-фестиваля патриотической песни и стихов среди молодёжи. Накануне празднования дня Великой Победы как в школе, так и в районе воспитанники Юли Вячеславовны приняли активное участие в конкурсе чтецов «И память сердца говорит», на которых за артистизм и глубину проникновения в смысловую структуру текста ученики неоднократно занимали призовые места. Бывало, ученица на сцене держится уверенно, а после спускается в зал и плачет - растрогало произведение. И как не плакать, когда читаешь о войне, о «сороковых, роковых», и есть возможность прочувствовать каждую строку о тех суровых годах… Без чувства гордости за героическое прошлое страны, уважения к подвигу защитников Отечества этого невозможно проявить на самом деле.
Иванова Ю.В. большое значение придает работе над творческими заданиями на военную тематику, в которых нашли отражение героизм, самоотверженность, мужество, трудности и радости грозных военных лет: «Лучшее журналистское произведение патриотической тематики», «Женщины России – на службе Отечеству», «Отчизны верные сыны», «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны», письма ветеранам, родственникам, героям литературных произведений и так далее.
Более конкретно хотелось бы остановиться на том, как поэтапно, с помощью разных приёмов и методов Иванова Ю.В. развивает умение творить. Учительница разрешает ученикам рисовать картинки в тетрадях по мотивам изучаемых произведений, а сочинения пишутся с художественным оформлением.
Следующая творческая работа, связанная с предыдущей, - это защита рисунков. Ученик должен уметь объяснить, аргументировать, почему выбран именно этот эпизод для рисунка.
После прочтения рассказа А.Толстого «Русский характер», например, учащиеся получили задание нарисовать понравившийся эпизод или связать свой рисунок с темой войны. Были очень интересные, оригинальные рисунки. Одним из них является рисунок, на котором изображён волк с надписью «Гитлер капут», на другом - танкист Егор Дрёмов. В защиту рисунка ученица рассказывает о том, что дед её тоже был танкистом, а герои-танкисты Великой Отечественной войны вызывают у неё восхищение, гордость. И ей кажется, что Егор Дрёмов очень похож на его деда.
Таким образом, дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Читая книги о войне, учитель с учащимися приходят к бесспорному выводу, что война в действительности – большое зло, жестокость, смерть.
Школьная программа по литературе обладает огромным арсеналом произведений для патриотического воспитания детей, и какие только творческие задания ни выполняются учащимися Чуваштимяшской школы под руководством талантливого педагога! Одно из них – с использованием возможностей современных информационных технологий для отображения исторических фактов Великой Отечественной войны. Например, школьники с большим интересом создают презентации, видеоролики к произведениям гражданско-патриотической тематики: к рассказу «Судьба человека» М. Шолохова (9 класс), поэме «Василий Тёркин» А.Твардовского (8 класс), стихотворениям «Мужество», «Клятва» А.Ахматовой (7 класс), стихотворению «Бородино» М.Лермонтова (6 класс). Они стараются в своих работах показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нём с поразительной стойкостью и самоотверженностью. Цель педагога - на примере величия народного подвига воспитывать у учащихся, не знавших войны, любовь и уважение к Родине, русскому народу, а также развивать творческие способности учащихся, реализовать творческий потенциал детей с помощью информационно-коммуникативных технологий.
Учащиеся 9 - 11 классов школы ежегодно принимают активное участие во Всероссийской акции «Письмо Победы», пишут письма членам своих семей, принимавшим участие в Великой Отечественной войне, максимально отразив личный вклад в дело сохранения наследия Великой Победы. «Спи, спокойно, Солдат. Мы, твои потомки, стоим на страже Мира и Спокойствия. Твоя Победа, к которой ты шел четыре долгих года, сплотила нас. Вечная память всем тем, кто шел к этой Победе. И даже семьдесят лет спустя их подвиг останется в сердцах каждого…», - эти строчки из письма одного из учащихся говорят о том, что молодое поколение достойно хранит память о погибших в Великой Отечественной войне. Не это ли творческое мероприятие - залог успеха в патриотическом воспитании подрастающего поколения? Эпистолярный жанр как письмо ещё не кануло в лету, и Иванова Ю.В. надеется, что он останется популярным в филологическом образовании на долгие годы, ведь в жанре письма сливаются в одно целое особенности как письменной, так и устной речи, именно с его помощью чащимся удобно выражать самые сокровенные мысли о героическом прошлом, отдать дань близким родственникам, защищавшим свою Родину в суровые годы войны.
Юлией Вячеславовной разработана система уроков Памяти, которые проводятся в 5-9 классах. Так, например, один из них - урок развития речи в 7 классе по теме «В память тебе, чувашский солдат!» с применением проектной технологии, позволяющей развивать языковые и интеллектуальные способности учащихся, а также формировать устойчивый интерес к изучению истории Российского государства на примерах из героического прошлого страны, воспитать чувство уважения к ветеранам войны и труда. Учащимся предлагается групповая форма работы: первая группа должна собрать информацию об участниках Великой Отечественной войны из своей деревни; вторая группа – изучить список участников этой войны, проживающих на территории своей деревни на сегодняшний день; третья группа - подготовить подробный материал об одном участнике войны; четвертая – защитить свои рисунки, посвященные событиям Великой Отечественной войны, в форме мини-сочинений. За отведенное время учащиеся анализируют свой проект, комментируют его и вносят свои предложения. Учитель выступает в роли эксперта и оценивает работу групп.
Уроки Памяти также значительно повышают уровень владения языковым материалом и развивают творческие способности учащихся. Использование современных информационных технологий на занятии позволяет коммуникации всех участников проекта.
Иванова Ю.В. всегда в творческом методическом поиске: продолжает искать самые эффективные методы и приёмы работы в педагогической деятельности, планирует ещё многое попробовать. Главное для нее – развивать творческие способности своих учащихся, прививать им чувство патриотизма, любви к Родине, воспитать из них настоящих граждан России.
■ Илларионова Алина Никитична.
методист кафедры филологии БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
 
: 1873, Хаçат: 5 (23), Категори: Воспитани ыйтăвĕсем

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: