Рябинина Н. В. |
(из опыта работы Шемуршинской средней общеобразовательной школы)
Россия многонациональная страна. На ее территории проживают различные народы и национальности, которые накопили огромный опыт в вопросах воспитания подрастающего поколения. Этот богатый воспитательный потенциал необходимо использовать в полной мере, приобщая детей и молодежь к родному языку, родной культуре, традиционным духовным ценностям, а также формируя межэтнические взаимоотношения, толерантность, уважение к культуре, традициям и обычаям других народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Неприемлемы две крайности, которые иногда существуют в жизни. Одна из них заключается в том, что некоторые представители национальностей пытаются обособиться, стремятся следовать только своим традициям и обычаям. Другая крайность прослеживается, когда отдается предпочтение русской культуре и русскому языку, а своя родная культура полностью отвергается. Обе эти позиции абсолютно неверны.
Поэтому государство выделяет приоритеты в воспитании, направленные на сплочение российского поликультурного общества на основе единых духовных ценностей, формирование у граждан нашей страны общероссийской идентичности и позитивных межкультурных коммуникаций, приобщение подрастающего поколения, как к родной культуре, так и к культуре русского народа. Все они определены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и т.д.
Чувашия – это регион Российской Федерации, где на небольшой территории проживают русский, чувашский, татарский, мордовский, марийский и другие народы. Поэтому в нашей республике идея развития межнационального общения, взаимопонимания и сотрудничества всегда актуальна.
Одним из муниципалитетов, который населяют разные национальности, является Шемуршинский район. Поэтому в МБОУ «Шемуршинская средняя общеобразовательная школа» вопрос формирования правильных межнациональных отношений очень важен. Здесь разработана эффективная этнопедагогическая воспитательная система, в рамках которой ежегодно в каникулярное время отдых, оздоровление и развитие детей строится на основе этнопедагогических принципов Г.Н.Волкова. Из года в год во время каникул в пришкольном лагере реализуется программа профильной смены «В семье единой», над разработкой которой работал авторский коллектив, в составе директора школы Хорьковой В.В., заместителя директора Милюшкиной Н.Н., социального педагога Ревуновой И.В. и педагога-психолога Николаевой Л.Н. При составлении программы учитывались региональные особенности, а также желания, запросы и возможности детского, педагогического и родительского коллективов.
Работа профильного этнопедагогического лагеря осуществляется в каникулярное время. Воспитательный процесс, направлен на обеспечение полноценного отдыха детей и подростков, а также на развитие личностных и творческих способностей каждого воспитанника через традиции, обычаи духовной и материальной культуры различных национальностей, проживающих на территории муниципалитета.
При формировании отрядов учитываются возрастные и национальные критерии. Воспитатели назначаются также с учетом принадлежности к той или иной национальности для эффективной организации обучения и воспитания в ходе реализации профильной смены.
Для реализации программы с учетом национального колорита интересно и красочно оформляются наглядные материалы (название лагеря, эмблема, флаг), план работы на смену, календарь знаменательных дат, режим дня, итоги различных мероприятий, отрядные уголки и т.д.
Лагерная смена делится на организационный, основной и заключительный периоды.
Во время организационного периода осуществляется прием детей. Ребятам предъявляются чёткие и единые требования по выполнению режима дня, самообслуживанию, личной гигиене, организации питания и дисциплине; выявляются их интересы и склонности; осуществляется знакомство с сюжетной линией этнопедагогической смены «В семье единой»; организуются выборы в органы самоуправления, распределяются поручения; идет подготовка и открытие лагерной смены.
В ходе основного периода смены проводятся различные мероприятия. Ребята под руководством взрослых изучают традиции, материальную и духовную культуру чувашского, татарского, мордовского и русского народов через различные формы: мастер – классы, тренинги, «уроки толерантности», изучение и проигрывание обычаев и игр различных народов, работа в творческих мастерских, занятия в кружках, разучивание песен и плясок разных национальностей, просмотр спектаклей и концертов, экскурсии в краеведческий музей, организация выставок, встречи с интересными людьми (представителями чувашского, татарского, русского и мордовского народа). В процессе организации интеллектуальных викторин, конкурсов дети закрепляют знания о культуре народов, представителями которых они являются. Различные спортивные мероприятия позволят детям физически окрепнуть и получить заряд положительных эмоций.
Каждый день этнопедагогической смены насыщен различными событиями, которые в увлекательной форме ненавязчиво повышают межнациональную культуру ребят, формируют правильное национальное мышление, налаживают гармоничные межличностные контакты.
Во время заключительного периода подводятся итоги на общелагерном мероприятии «Чувашия многонациональная», в рамках которого организуется концертная программа, выставка творческих работ для родителей и воспитанников лагерной смены, проводится церемония закрытия лагерной смены с награждение детей по её итогам.
В течение всей смены осуществляется мониторинг качественных изменений, ежедневно анализируются результаты, подводятся итоги и оформляется итоговая документация.
Таким образом, в ходе профильной этнопедагогической смены дети могут духовно обогатиться, получить и закрепить знания о культурных традициях народов, проживающих на территории Чувашии, усвоить, что можно и свою национальную индивидуальность сохранить и жить в дружбе и единстве с людьми других национальностей. На мой взгляд, данный опыт работы достоин внимания и распространения.