Шырав
Çыхăну
Редакци адресĕ:
Чăваш ен, Çĕрпӳ районĕ, Михайловка ялĕ, Хĕвел ур., 1.

Адрес редакции:
Чувашия, Цивильский район, д. Михайловка, ул. Солнечная, 1

Email: civhim2@narod.ru
Тел.(факс): (83545) 6-30-90
Николаева Н. В.
Николаева Н. В.
 
Главным моментом при решении задач является умение правильно выбирать арифметическое действие. Можно выделить 2 этапа знакомства обучающихся с действиями сложения и вычитания:
1) подготовка к пониманию ситуации задачи, которые дают понять смысл действий;
2) знакомство со знаком действия для составления математического выражения.
Решение задачи начинаем с ее образного представления. Ребенок должен уметь понимать ситуацию задачи. Поэтому на уроках дается обязательное задание (особенно на подготовительном этапе работы к обучению детей решению задач) представить жизненную ситуацию в задаче. Обучающиеся закрывают глаза и представляют то, о чем сказано в задаче. Например, «В автобусе ехало 7 пассажиров. На остановке вошли еще 2 пассажира. Сколько стало пассажиров в автобусе?» Детям говорим: «Закройте глаза и представьте себе автобус с 7 пассажирами. Теперь мысленно представьте, что на остановке вошли еще 2 пассажира. Не открывая глаз, скажите, больше или меньше стало пассажиров в автобусе. Почему?»
Представление ситуации учит детей понимать ситуацию, моделировать ее, выбирать и объяснять свой выбор действия. Как правило, дети достаточно легко справляются с типовыми задачами, условия которых даны в повествовательной форме и предшествуют вопросу задачи. Но часто возникают трудности с нетиповыми задачами, где текст задачи сформулирован одним предложением или вопрос задачи выражен в повествовательной форме. Например, задачу с пассажирами можно сформулировать следующим образом: «Сколько пассажиров стало в автобусе, если в начале ехало 7 пассажиров, а на остановке вошли еще 2 пассажира?» или же «В автобусе ехало 7 пассажиров. На остановке вошли еще 2 пассажира. Назовите количество пассажиров в автобусе». Такие переделанные тексты задачи учат анализировать задачи, помогают в правильном выборе действий.
Очень часто при анализе решения задачи используем иллюстрации и схематический рисунок. Ребятам, у которых бедно воображение, иллюстрации и рисунки помогает лучше представить ситуацию, о которой говорится в задаче. Обычно вспомогательный материал вначале выставляем, сосчитываем, записываем числами, а затем убираем. При этом обучающиеся видят, слышат и запоминают, что слова «стало», «вместе» и т.д. связаны с действием сложения, а слова «осталось», «улетели» и т. д. с действием вычитания. Но также учитель должен акцентировать внимание, что есть такие задачи, в которых те же самые слова указывают на противоположное действие. Например, «сколько пассажиров было изначально в автобусе, если на остановке вышли 2 пассажира, а в автобусе осталось 7 пассажиров». В условии задачи есть слова «вышли», то некоторые обучающиеся предполагают, что задача решается действием вычитания. Дети должны точно представить всю эту ситуацию, для правильного выбора действия.
При подготовке ребят к обучению решению задач ведется большая подготовительная работа на умение выполнять действия над множествами. То есть до ознакомления детей с задачами на нахождение суммы необходимы упражнения на объединение множеств. Для этого используем наглядные средства: палочки, кружочки, треугольники, квадратики и т.д. Например, задание «Положите на парту 4 треугольника, а над ними столько же четырехугольников. Сколько вы положили четырехугольников? Прибавьте еще 2 четырёхугольника. Чего стало больше? На сколько больше? Как вы узнали? Чего меньше? На сколько меньше?»
С помощью операций над множествами раскрывается смысл «меньше на несколько единиц» или «больше на несколько единиц». Параллельно с такими упражнениями мы знакомим детей с типовыми задачами. «У Максима 4 карандаша, а у Филиппа на 2 меньше. Сколько карандашей у Филиппа?» И в этом случае используем наглядный материал. Задача иллюстрируется квадратиками. В нашем случае мы еще нарисовали схематический рисунок и сделали краткую запись с пропусками.
М. - к. | |
Ф. -, на 2 | |меньше.
Ребята переписывают запись, заполняют пропуски. Такие вспомогательные средства помогают лучше понять и решить задачу.
При проведении подготовительной работы можно использовать творческие задания. Например, составить рассказ по картинке с последующей записью в виде математического выражения. Или же составить рассказ, чтобы она решалась бы следующим образом.
| |+| |=| |
В первое время текст может не содержать вопроса. Так как цель научиться составлять математическое выражение в соответствии с заданной ситуацией. Эта работа для детей не так сложна. Но если картинка для составления рассказа дана в готовом виде и учитель не добавляет и не убирает элементы, то дети лишаются подсказки (элементы добавили – прибавляем, убрали – вычитаем), что усложняет работу. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, то можно дать подсказку, указав в выражении конкретные числа. А успевающим ученикам можно дать задание составить свои задачи, используя для этого наблюдения за окружающей жизнью.
Решение задач является наиболее трудной частью изучения математики, поэтому необходимо уделять большое внимание для подготовки к обучению решению задач.
■ Николаева Надежда Владиславовна.
МБОУ «СОШ № 30» г. Чебоксары
 
: 1879, Хаçат: 3 (26), Категори: Математика

Çĕнĕ шухăш хуш:

► Сирĕн ят:
► Шухăш:


► URL:
► E-mail: