Семенова А. Н. |
Одним из важнейших и трудных тем русского языка является «Правописание безударных гласных в корне». Является важной не только в начальной школе, но и в средней. Главная задача учителя при изучении темы «Правописание безударных гласных»- научить детей видеть орфограмму в слове и уметь её проверять. Из своей практики пришла к выводу, что это возможно только при прочных знаниях по теме «Ударение».
Первый шаг - понятие об ударении и умение определить место ударения в слове. В каждом слове один слог тянется дольше других и произносится громче, как будто по нему слегка ударили молоточком. Поэтому он и называется ударным, обозначается знаком «ʹ».
Сначала слово разделяем на слоги: каша- ка-ша. Теперь определяем место ударения. Произносим слово быстро три раза, выделяя голосом в последнем слове ударный слог: каша-каша-КА-ша. Громко произносится 1-ый слог, значит, 1-ый слог- ударный.
У некоторых детей все-таки возникают трудности в постановке ударения. Тогда применяем такое упражнение - произносим слово столько раз, сколько слогов, меняя место ударения, и слушаем себя внимательно: КА-ша, ка-ША. При таком приеме детям легче на слух определить правильное произношение.
Также провожу игру «Говорим правильно». Даю слова с ошибочными ударениями. Слова записываются и на доске, и на карточках для парной, индивидуальной работы, для проверки умения и навыков постановки ударения, также выводятся на доску через проектор, произносятся устно. Задача детей - исправить и правильно произнести слова. Проговариваем слова хором, парами, по цепочке. Кто-то из учеников играет роль учителя и проверяет у остальных.
Второй шаг- в ударном слоге гласная - ударная, остальные гласные – безударные. Здесь применяю такие же упражнения, но теперь находим ударную гласную: карась- карась- ка-РАСЬ, второй слог-ударный, значит, вторая гласная «а»-ударная, первая «а»-безударная; муха- муха- МУ-ха- первый слог ударный, значит, гласная «у»-ударная, «а»- безударная. В дальнейшем ответы становятся короче: ударная гласная- вторая «а» или первая «а» (если слово состоит из нескольких одинаковых гласных).
Такие упражнения устно провожу почти на каждом уроке. Особенно хорошо вписываются в этап повторения и закрепления изученного звука.
Третий шаг- расставление ударения и подчёркивание безударных гласных в словах с непроверяемыми гласными под комментирование ученика. Со временем задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
Здесь очень важно оценивать ответы детей и поощрять тех, кто самостоятельно, без помощи учителя и сверстников правильно умеет ставить ударение. Также не оставлять без внимания тех, кто уже видит безударную гласную в корне слова.
Четвёртый шаг- расставление ударения во всех словах предложения. Для определения ударения нужно проговаривать каждое слово. Вначале выполняется под комментирование ученика, позже – самостоятельно. При проверке тетрадей я вижу, кто как справился с заданием. Постепенно такие задания включаю в самостоятельные, проверочные работы и контрольные диктанты.
Такой подход даёт возможность подготовить детей к изучению непростой темы. Если дети могут безошибочно расставлять ударение в любом слове, то для них не составит трудности увидеть безударную гласную. Соответственно, больше уроков можно уделить на изучение способов проверки орфограммы.
Семенова А. Н. |