Рябинина Н. В. |
В развитии всесторонне-развитой личности человека и формировании ее положительных отношений с миром и людьми большую роль играет духовно – нравственное воспитание. И начинать его надо еще с дошкольного возраста.
В Красночетайском районе Чувашской Республики работает Хораськина Галина Николаевна, которая всю свою жизнь посвятила духовно-нравственному воспитанию детей. Она принимает активное участие в научно-практических конференциях на духовно-нравственную тематику; делится опытом в данной сфере на педсоветах, семинарах, круглых столах; неоднократно представляла свои работы на православных конкурсах «Серафимовский учитель», «За нравственный подвиг учителя». В 2014 году работа Галины Николаевны заняла второе место на окружном этапе педагогического конкурса «За нравственный подвиг учителя» среди 152 материалов, представленных со всех регионов Приволжского федерального округа.
В дошкольной группе Новоатайской школы педагог ведет кружок «Добрые сердца». Галина Николаевна ставит перед собой цель приобщать детей к ценностям и традициям православия уже с малых лет. Самую большую опасность, подстерегающую наше общество на современном этапе, Галина Николаевна видит в том, материальные ценности стали важнее духовных, поэтому дети представляют доброту, милосердие, великодушие, патриотизм в искаженном виде. Из-за этого повышается рост детской преступности; растет агрессивность и жестокость в обществе. Дети еще эмоционально и духовно незрелы. К тому же многие из них растут в неполных семьях, и не видят нормальных супружеских и родительских отношений.
Галина Николаевна ставит перед собой цель: создать условия для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям и воспитать готовность следовать им. Уже в дошкольном возрасте она пытается дать ребятам первые понятия о Боге, вере, устройстве Мира, Православной Церкви и православном храме, семье как «малой Церкви», воспитать чувство сопричастности к жизни Церкви, заложить основы христианского образа жизни, почитания святыней, чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, уважительного отношения к старшим по возрасту, умение заботиться и опекать младших, бережно относиться к природе и многое другое.
Разрабатывая программу кружка, Галина Николаевна опиралась на труды Ш. А. Амонашвили, а также программу Л. П. Гладких «Основы православной культуры. Мир - прекрасное творенье». В ходе ее реализации педагог осуществляет личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Помимо традиционных средств воспитания и обучения используется богатый опыт православия.
Занятия кружка проводятся во второй половине дня по подгруппам, и длятся 25-30 минут. К участию в работе кружка привлекаются родители воспитанников, а также священнослужители. Кабинет для кружка оснащен специальной предметной средой: иконы, православная литература, игрушки и игры с тематикой «Православные праздники» и «Библейские сюжеты».
В работе кружка можно выделить несколько направлений:
• духовно - познавательное (беседы, занятия)
• культурно - образовательное (концерты, встречи, экскурсии)
• оздоровительное (праздники, игры, прогулки)
• художественно-эстетическое (лепка, рисование, аппликация, изготовление подарков к праздникам)
На занятиях воспитатель применяет наглядные, словесные и практические методы. К наглядным методам относятся наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, картин; экскурсии в музеи и храмы, паломнические поездки и т.д. Воспитатель пользуется следующими словесными методами: чтение литературных произведений с последующим обсуждением; разучивание стихотворений, пословиц и поговорок; нравственные беседы; обсуждение жизненных ситуаций; организация викторин, словесных игр. А также применяет в своей работе практические методы, такие как лепка, рисование, аппликация, изготовление сувениров для родителей и младших детей.
Большое место отводится работе с родителями, для которых проводятся собрания на духовно-нравственную тематику; лектории; организуются совместные мероприятия с детьми; открытые показы занятий кружка; анкетирование для выявления проблемных моментов; индивидуальные консультации. Для более наглядного восприятия оформляются информационные стенды, выставки работ воспитанников, духовно-нравственной литературы.
Галина Николаевна постоянно повышает свою квалификацию в духовно-нравственной сфере, приобретает и изучает современную литературу, разрабатывает наглядные пособия.
Два раза в год воспитатель проводит диагностику полученных результатов. И результат ее работы налицо: дети стали более милосердны, сострадательны, стремятся к добру, правде и осуждают зло.
Те, кто занимается в кружке, усвоили следующие принципы:
• нельзя делать другому человеку того, чего для себя не желаешь;
• обидев человека, проси прощения и не повторяй своих ошибок;
• прости, если обидели тебя, и не повторяй чужих ошибок;
• всегда заступайся за слабого;
• будь готов помочь другу в любую минуту;
• не маши сразу кулаками, сначала попробуй убедить словом;
• внешность не главное в человеке, важны его духовные качества;
• будь отзывчивым, милосердным, добрым.