В последние годы вопросам воспитания уделяется большое внимание, об этом свидетельствуют внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения по вопросам воспитания и Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Эти документы, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у обучающихся чувства гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа страны.
Воспитание патриотов России, формирование духовно-нравственной личности легли и в основу концепции филологического образования. Программы литературного образования для 5-11 классов нацелены на приобщение учащихся к духовной культуре страны и воспитание на ее основе молодого поколения, вступающего в жизнь.
Знакомство в V классе со стихотворениями «Бородино» М. Лермонтова, «Рассказ танкиста» А. Твардовского, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» К. Симонова, произведениями о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны (В.П. Катаев «Сын полка» и др.) направлено на формирование патриотического мировоззрения школьников.
Мужество и самоотверженность народа рассматривается в VI классе при чтении и обсуждении рассказа «Левша» Н. Лескова, «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. Произведения С. Орлова, Н. Рыленкова, Д. Самойлова, пробуждая чувство скорбной памяти о павших на полях сражений, воспитывают у учащихся чувство любви к Родине.
Программы для VII класса включают былины, пословицы и поговорки, в которых выражается дух русского народа. Оды и стихи М. Ломоносова, Г. Державина, поэма «Полтава» А. Пушкина способствуют воспитанию гражданственности у школьников.
Произведения, изучаемые в VIII – IX классах, формируют у учащихся чувство справедливости, долга, ответственности. Это «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» А. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Судьба человека» М. Шолохова, лирические и героические песни о Великой Отечественной войне.
Курс на историко-литературной основе для X – XI классов также содержит круг произведений, позволяющих формировать у подрастающего поколения чувство ответственности за своих близких, за судьбу Родины. Среди них «Война и мир» Л. Толстого, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Обелиск» В. Быкова, «Братья и сестры» Ф.Абрамова, «Горячий снег» Ю.Бондарева, а также повести В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова, В. Закруткина, В. Шукшина, стихи поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны и вернувшихся с нее.
Огромен потенциал курса «Русский язык» в духовно-нравственном воспитании учащихся. Еще лингвисты прошлого столетия связывают обучение родному языку с развитием души человека, с развитием личности. Так, И.И. Срезневский считал, что «с изучением языка родного начинается воспитание и развитие духовных сил человека». Нельзя не согласиться и с мнением Д.С. Лихачева, который писал, что «среди гуманитарных наук, которые преподаются в школе, особенная роль должна отдаваться тем, что воспитывают нравственность». Безусловно, это касается и уроков русского языка.
Воспитанию в подрастающем поколении чувства гражданственности и патриотизма на уроках русского языка способствуют прежде всего тексты упражнений, связанные с творчеством выдающихся деятелей науки и искусства, высказывания замечательных людей о величии человека. Например, при изучении пунктуационных правил в 9 классе целесообразно использование текстов из произведений Д. Лихачева, В. Сухомлинского, В. Астафьева, В. Тендрякова, в которых содержится богатейший материал для формирования у учащихся чувства любви к Родине.
Поверить в себя, в правильность своих поступков школьнику поможет широкое использование на уроках русского языка афоризмов, пословиц и поговорок, в которых запечатлена несметная народная мудрость. Так, при изучении темы «Тире между главными членами предложения» в 8 классе можно использовать высказывания Н.Чернышевского «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ», Н. Рерих «Защита Родины есть и защита своего достоинства», протоирея Дмитрия Смирнова «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой», бывшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «Патриотизм - чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны». При знакомстве учащихся с конструкциями, осложняющими предложения, можно останавливаться на высказываниях А. Пушкина «Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!», Юрия Татаркина «В любой войне победителей нет, есть только пострадавшие - меньше или больше». Для закрепления навыков правописания уместна работа над следующими пословицами и поговорками, поражающими своей глубиной и доступностью: «Герой никогда не умрёт - он вечно в народе живёт», «Герои рождаются в бою», «Богатырь умрёт - имя останется», «Военному делу учиться - всегда пригодится», «Береги честь смолоду».
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают уроки развития речи, на которых у учащихся формируются бережное отношение к слову, к национальной культуре, к традициям и такие качества, как патриотизм, чувство долга, чести, порядочности.
Среди других видов работ по развитию речи исключительно важное место занимают сочинения на темы, связанные с вопросами морали: в них отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить духовно-нравственное развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношения к жизни. Сочинения, по мнению М.А. Рыбниковой, не только средство развития личности, но и «в какой-то мере самопознание». Ученики думают, примеряют на себе поступки и образ жизни героев, о которых они пишут. Таким образом, сочинения оставляют неизгладимый след в душах детей.
Большой потенциал духовно-нравственного воспитания школьников содержат в себе контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку. Так, в 2020 году выпускникам для анализа были предложены отрывки из произведений А. Лиханова, О. Кожухова, В. Гроссмана, В. Катаева, Ю. Нагибина, И. Ильина, К. Паустовского, способствующие воспитанию у обучающихся чувства долга и чести, порядочности.
Темы итогового сочинения, которые были предложены выпускникам 11 классов в 2019/2020 учебном году, также нацеливали выпускников на раскрытие своего отношения к нравственному выбору литературных героев, на оценку их поступков, например: «Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?», «Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений?», «Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?».
В наше время, когда происходит переоценка ценностей, когда такие понятия, как честность, милосердие, любовь к ближнему отходят на второй план, в процессе обучения школьников русскому языку и литературе необходимо формировать у них серьезное и сознательное отношение к жизни, воспитать чувство ответственности за свою судьбу, за судьбу своих близких, за судьбу своей Родины. Каждый учитель-словесник должен осознать новые тенденции в преподавании русского языка и литературы.