(для 5-9 классов основного общего образования)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (чувашская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО, Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101), образовательной программой учебного предмета «Родная (чувашская) литература» для 5-9 классов основного общего образования (авторы Ядранская И.В., Ядрицова А.А., одобрена решением ФУМО по общему образованию от 17 сентября 2020 г. №3/20), а также программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания чувашского языка и литературы (одобрена решением республиканского УМО по общему образованию от 15 марта 2018 г. №3).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (ЧУВАШСКАЯ)»
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дает возможность развивать не только интеллектуальные возможности обучающихся, но и ориентировать их ценностно-мировоззренческие взгляды.
Литература является одним из средств развития речи, речевой культуры обучающихся, формирования коммуникативных навыков.
Изучение учебного предмета «Родная (чувашская) литература» в 5–9 классах направлено на формирование у обучающихся представления об образной природе литературы. Литература для обучающихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где преобладают метафоричность и ассоциативность.
Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство обучающихся со своеобразием национальной литературы, глубиной, емкостью, афористичностью родной речи.
Учебный предмет «Родная литература (чувашская)» тесно связан с предметом «Родной язык (чувашский)» как средство повышения уровня владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса, формирования функциональной грамотности. Особенности, связанные с условиями двуязычия и билингвизма в Чувашской Республике, определяют линию связи этого учебного предмета с курсами русского языка и русской литературы, что реализует возможности выхода на диалог русской и чувашской литературы и культуры.